Главная | Регистрация | Вход | RSS | Суббота, 18.05.2024, 15:51 |
МКДОУ детский сад №14 "Золотой ключик" | |
Приветствую Вас Гость |
|
Организация различных видов деятельности способствующих развитию сенсорных способностей детейОрганизация различных видов деятельности способствующих развитию сенсорных способностей детей среднего дошкольного возраста В ФГОС определены основные принципы дошкольного образования: полноценное проживание ребенком всех этапов детства, индивидуализация дошкольного образования, обогащение детского развития, формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Одной из задач ФГОС является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства. Задачи познавательного развития по ФГОС предполагают развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира. Большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой, которого является сенсорное воспитание. Сенсорное развитие ребенка -- это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве достаточно велико. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Следует отметить, что совершенствование и развитие сенсорных процессов непосредственно в ходе деятельности, как правило, затруднено. Детям сложно одновременно решать несколько задач восприятия, как зрительного, так и слухового и осязательного, в процессе различного рода действий с этими предметами, что является доминирующим в сенсорном развитии. Умение воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, обобщать не формируются сами собой в ходе той или иной деятельности, для этого необходимо выработать систему обучения, согласно которой ребёнок самостоятельно сможет решать практические задачи, которые выделяет ФГОС. Основная задача воспитателя здесь состоит не в том, чтобы научить ребенка правильному способу действий, показать или подсказать правильное решение, а в том, чтобы вызвать и поддержать познавательную активность, заинтересовать малыша загадочным предметом и побудить к самостоятельному экспериментированию. Хорошо было бы организовать на территории детского сада сенсорный маршрут. Например: дети знакомятся с ним в начале осени и каждую неделю посещают одну из станций. Каждый маршрут развивает определенный вид восприятия в большей степени и разработан с учетом возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей детей. Воспитанники, в теплое время года ходят по дорожке босыми ногами, определяют ее поверхность, ощущая прикосновение песка, травы. Так же с ними проводятся сеансы релаксации с получением солнечных, воздушных ванн и водных процедур, где дети ощущают тепло солнечных лучей или прохладу ветерка, брызги воды. Так же в группе детского сада, где занимаются дети, можно организовать сенсорный центр. Где будет организована самостоятельная деятельность (различные игры по желанию детей) и совместная деятельность детей и взрослого. Время игр в сенсорном центре не регламентируется. Сенсорный центр разделён на три зоны: 1. «Солнышко» (развитие зрительного восприятия) содержит игры - экспериментирования со светом, водой, стеклом. 2. «Угадай-ка» (развитие осязания, обоняния и вкуса) содержит пособия по развитию тактильных ощущений, обонятельных чувств; пособия для развития мелкой моторики рук, коробочки с различными запахами. Игры-экспериментирования «Попробуй на вкус», «Угадай, что это? ». 3. «Шум-Гам» (развитие слухового восприятия) содержит музыкальные инструменты, изготовленные своими руками. Видео, диски с музыкой. Звучащие коробочки, мячи, шумелки и шуршалки. В работе с детьми по развитию всех видов восприятия можно выделить четыре этапа (рассмотрим их на примере развития зрительного восприятия у детей). Диагностический этап. Цель - определение уровня сформированности зрительного восприятия детей среднего дошкольного возраста. Для этого ребенку предлагались диагностические задания: «Найди одинаковые по цвету (форме, размеру, предметы», «Покажи то, что я назову», «Назови то, что я покажу» и др. Обучающий этап. Цель - обучение ориентировки на собственном теле. Разработан цикл занятий "Помощники, которые всегда с тобой". На этих занятиях воспитанники приобретают ценные сведения об органах чувств и практические умения по уходу за ними. Воспитатель объясняет значение зрения для человека, как зрение может помогать познавать окружающий мир. У детей формируются представления о гигиенических основах организации деятельности (в частности, необходимость достаточной освещенности в помещении). Одно из условий успешного развития зрительного восприятия - соблюдение гигиенических и эргономических требований в работе с детьми. Поэтому объекты для развития зрительного восприятия, находящиеся в функциональных зонах маршрута "Сенсорного сада", должны быть подобраны с соблюдением нормативов цветосветового фона, быть достаточно крупными по размеру. Формирующий этап. Цель - формирование познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста. Ведущей деятельностью дошкольника является игра. На формирующем этапе детям предлагаются игры - экспериментирования с различным материалом: 1. Игры со светом («Пускаем солнечные зайчики», «Подаем сигналы фонариками», «Цветные сигналы» (придумать, с помощью каких средств можно изменить цвет сигнала фонарика, «Теневой театр»); 2. Игры с водой (окрашивание воды и получение нового цвета путем смешивания разных цветов в различных пропорциях); 3. Игры со стеклом («Мир в цветном стекле» (рассматривание окружающего через стекла разного цвета); игры с увеличительным стеклом); 4. Игра «Кто быстрее?» (за определенный промежуток времени, например за две минуты, найти в комнате 10 предметов одинаковой формы и назвать их) ; 5. Игра «Попробуй на вкус» (узнать на вкус овощ или фрукт). Важно, чтобы дети самостоятельно применяли полученные знания в организации собственной деятельности. Итоговый этап. Цель - развитие сенсорных способностей у детей дошкольного возраста. На заключительном этапе в сенсорном центре организованы различные коллекции, такие как «Гора самоцветов», где дошкольники тонко дифференцируют оттенки цвета, подбирая разные материалы (фантики от конфет, кусочки ткани и т. д.) ; «Книжное царство» (раскладывание книг по порядку в детской библиотеке (от самой толстой до самой тонкой) ; «Дизайн кукольного домика» (подбор широких и узких занавесок, ковриков; больших и маленьких полок, шкафчиков и др.) ; «Причёска для куклы» (ленты (короткие, длинные, узкие, широкие) для прически куклам с разной длиной волос). В сенсорном центре дети полностью раскрепощаются, могут проявить все свои творческие способности, чувствуют себя намного увереннее и безопаснее. Продолжая осваивать и закреплять слова, обозначающие более тонкое дифференцирование цвета (розовый, бежевый, серо голубой и т. д., формы, размеры и другие признаки объекта, дети совместно с воспитателем составляют словарики с подбором этих слов. Знакомство с цветовыми оттенками даёт ребёнку возможность сопоставить цвета и установить их различие, а также ребенок учится воспринимать цвет конкретных предметов ("Цветной мир"). При помощи усвоения эталонов формы дети узнают соответствующую фигуру, умеют её называть и находить ей применение ("Математический словарик"). Когда сенсорные эталоны усвоены, дети учатся применять их в качестве образцов ("Следопыты"). Наиболее сложной задачей для детей оказалась оценка сочетания цветов, форм и величин у предметов со сложной структурой. Например, Антон С. «На ощупь кора твердая, теплая, коричневая». Также дети учатся выступать в роли экскурсовода. Например, воспитатель видит, что дети не могут договориться, как необходимо ухаживать за животными, а затем предлагает им игру «Экскурсия в зоопарк», распределяет роли или становится наблюдателем. При организации сенсорного центра большое внимание было уделено его внутреннему наполнению, поэтому многие пособия изготовлены самостоятельно и с использованием бросового материала. Все игры побуждают детей к активному взаимодействию друг с другом. Дошкольники узнают о создании и назначении предмета, играют и экспериментируют с представленными в сенсорном уголке пособиями и в процессе игры обогащают свой чувственный опыт. Сенсорное воспитание необходимо осуществлять в единой связи с разнообразной повседневной деятельностью детей.
|
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Бесплатный хостинг uCoz |